Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000...»
Есть два способа построения систем:
- эмпирический (обобщение имеющегося опыта)
- теоретический (разработка на основе понятий).
Понятийный уровень позволяет устранить случайные
выводы и интегрировать накопленный потенциал.
Классическим примером реализации теоретического
подхода является построенная Евклидом в его «Началах» теория геометрии.
Эффективность этого подхода доказана тысячелетней практикой, ведь на
протяжении многих веков с теоремой Пифагора, например, никто не спорит -
ее доказывают!
Для построения
дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» был
использован аналогичный способ, заключающийся в конкретизации для
процесса обучения методологической теории деятельности - системы понятий
и схем (аксиом), описывающих универсум деятельности человека (Г.П.
Щедровицкий, А.А. Деркач, О.С. Анисимов и др.)
Идея простая: в универсуме деятельности выделить те
ее виды, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить структуру
урока и дидактические условия его реализации, при которых
обеспечивается системное формирование способностей детей к осуществлению
выявленных видов деятельности во всей полноте.
В результате построены структуры уроков разных типов
и для разных этапов обучения (ДОУ - школа - вуз), обеспечивающих
непрерывность образовательного процесса как по вертикали, так и по
горизонтали. В ходе этих уроков учитель имеет возможность организовывать
самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся,
целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных
способностей.
Для планирования и проведения уроков в
общеобразовательной школе мы предлагаем использовать адаптированный
вариант технологии деятельностного метода.
Так, структура уроков введения нового знания имеет
следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает
осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство
учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется
мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для
возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную
деятельность («хочу»).
2) актуализируются
требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются
тематические рамки («надо», «могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы
адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в
ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с
образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе
нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней
готовности к их реализации.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация
учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного
действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий,
достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному
действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном
выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в
рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С
этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и
фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло
затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым
способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе
выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные
знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной
задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Целеполагание и построение
проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока
- устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему
урока, а затем строят проект будущих учебных действий,
направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в
коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой
последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация
построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные
учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке
вербально и знаково. Построенный способ действий используется для
решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение,
фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во
внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного
взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания
на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется
индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания
нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с
эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода
реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в
организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха,
мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
-
1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из
затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней
речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
|
На данном этапе выявляются границы применимости
нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий
предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в
которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего
методическую ценность для введения в последующем новых способов
действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация
умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к
введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка
учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение,
соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень
их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
На схеме в качестве примера приведена структура
урока «открытия» нового знания для учащихся начальной школы:
Приведенная структура урока, сохраняя общие
закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется в
зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.
Принципиальным отличием
технологии деятельностного метода от традиционного технологии
демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что
предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии
деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня
деятельностных способностей, выделенных на основе анализа «Онто-схемы
мира деятельности».
Предложенная технология
носит интегративный характер: в ней синтезированы не
конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования
ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с
традиционной школой. Действительно, при реализации шагов 1, 2, 5-9
выполняются требования со стороны технологии демонстрационно-наглядного
обучения к организации передачи учащимся знаний, умений и навыков; шаги
2-8 обеспечивают системное прохождение ими всех этапов, выделенных П.Я.
Гальпериным как необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний;
завершение 2-го шага связано с созданием затруднения в деятельности
(«коллизии»), являющегося, по мнению Л.В. Занкова, необходимым условием
реализации задач развивающего обучения. На этапах 2-5, 7, 9
обеспечиваются требования к организации учебной деятельности учащихся,
разработанные В.В. Давыдовым. Таким образом, методологическая версия
теории деятельности позволила построить последовательность
деятельностных шагов, которая может использоваться в современной сфере
образования в качестве синтезирующего предиката.
Источник: http://1 |