Исх. №__25______________
«_15_»__марта______2011 г.
Органы управления образованием
Учреждения профессионального
педагогического образования
Институты повышения
квалификации и переподготовки
работников образования
Общеобразовательные
учреждения
Об использовании учебников математики
в системе учебников «Школа 2100»
В отличие от предыдущих экспертиз, экспертиза учебников для начальной школы в 2010 году, в соответствии с Положением о порядке проведения экспертизы учебников (приказ Минобрнауки России № 428 от 23.04. 2010 г.), включала в себя оценку на принадлежность учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования – при экспертизе на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
На основании экспертизы в Федеральный перечень на 2011/2012 учебный год были включены системы учебников: «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России», «Школа 2100». Проведенная экспертиза показала, что учебники, входящие в эти системы, имеют для каждой из конкретных систем общую методологическую основу, опираются на единую систему психолого-педагогических принципов, имеют одинаково построенный методический аппарат и единое психологическое пространство.
Поэтому при выборе учебников из Федерального перечня в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 32) учитель, образовательное учреждение должны учитывать, что невозможно совместное использование учебников из разных комплектов, написанных по разным методикам и образовательным технологиям. Совмещение учебников из разных комплектов нарушает межпредметные связи, создает дополнительные проблемы для учащихся и не гарантирует достижения требований к результатам освоения основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО.
Учитывая вышесказанное, а также в связи с тем, что в адрес УМЦ «Школа 2100» продолжают поступать вопросы об использовании в системе учебников «Школа 2100» учебников «Математика» автора Л.Г. Петерсон, сообщаем.
Учебники «Математика» для 1-4 классов автора Л.Г. Петерсон в 2010 году включены в систему учебников «Перспектива» издательства «Просвещение».
В систему «Школа 2100» входят учебники «Математика» для 1-4 классов авторов Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких. Как показала экспертиза 2010 года (заключения РАО от 20.10.2010 г. № 01-5/7д-627, № 01-5/7д-628, № 01-5/7д-629, № 01-5/7д-630 и заключения РАН от 01.11.2010 г. № 10106-5215/527, № 10106-5215/528, № 10106-5215/529, № 10106-5215/530), учебники «Математика» 1-4 классы авторов Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких являются «органичной частью системы учебников, предназначенных для достижения задач начального образования, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования».
Учебники «Математика» для 1-4 классов авторов Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких создавались в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Это значит, что содержание в учебниках математики и других предметов взаимосвязано, построено в единой концепции, где реализуются единые психологические принципы, единый подход к отбору образовательных технологий деятельностного типа (проблемно-диалогическая технология, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология оценивания), принцип минимакса, решающий проблему разноуровнего обучения. Образовательная система «Школа 2100» предлагает, кроме уже существовавших ранее курсов, комплексный курс «Математика и информатика», созданный в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве результатов освоения основной образовательной программы определяет личностные, метапредметные и предметные результаты. Авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» разработал материалы для учителя по диагностике универсальных учебных действий обучающихся: познавательных, регулятивных и коммуникативных (УУД), позволяющие выявить, насколько успешно формируются УУД у каждого ребенка, как идет его личностное развитие в ходе работы по данной образовательной системе. Эти материалы диагностируют планируемые результаты работы по комплекту учебников Образовательной системы «Школа 2100», где линия математики представлена учебниками авторов Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких.
Так как учебники математики Л.Г. Петерсон не отвечают требованиям Образовательной системы «Школа 2100», не проходили экспертизу в рамках данной системы, авторский коллектив считает использование их в комплекте учебников «Школа 2100» нецелесообразным.
Нормативные документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Приказ Минобрнауки России № 428 от 23 апреля 2010 года «Об утверждении
Положения о порядке проведения экспертизы учебников»;
Заключение РАО № 01-431/5/3 (Экспертное заключение о классифицировании
комплекта учебников Образовательной системы «Школа 2100» для начальной школы как системы учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования);
Заключения РАО от 20.10.2010 г. на учебники математики для 1- 4 классов, авторов
Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких: № 01-5/7д-627, № 01-5/7д-628, № 01-5/7д-629, № 01-5/7д-630;
Заключения РАН от 01.11.2010 г. на учебники математики для 1- 4 классов, авторов
Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких: №10106-5215/527, № 10106-5215/528, № 10106-5215/529, № 10106-5215/530
Президент Межрегиональной общественной
организации содействия развитию
Образовательной системы «Школа 2100», Р.Н. Бунеев
доктор пед. наук, профессор, член-корр. АПСН
Ученый совет Образовательной системы
«Школа 2100»
Источник: http://www.school2100.ru/school2100/news/element/19588 |