Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
- Социально-психологическая готовность к школе:
- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
- Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами);
- Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);
- Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
К началу обучения в школе дети должны уметь:
- Строить сложные предложения разных видов;
- Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
- Находить слова с определенным звуком;
- Определять место звука в слове;
- Составлять предложения из 3-4 слов;
- Членить простые предложения на слова;
- Членить слова на слоги (части);
- Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
- Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
- Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
- Иметь представления о сезонных явлениях природы;
- Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
-
• различать предметы одежды, обувь и головные уборы;
• пересказывать русские народные сказки;
• различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
• свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т. д.);
• полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;
• запомнить и назвать 6—10 предметов, слов;
• различать гласные и согласные звуки;
• разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;
• определять количество и последовательность звуков в словах типа мак, дом, кит;
• понимать многозначность слов, использовать слова с противоположным значением, составлять простые предложения
• выразительно рассказывать стихотворения
• отгадывать загадки
• хорошо владеть ножницами (вырезать из бумаги полоски, квадраты, круги, прямоугольники, вырезать по контуру фигуры);
• различать форму, цвет, размер геометрических фигур
• решать логические задачи на установление последовательности, закономерности
• владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические фигуры; аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов;
• складывать по образцу
• точно выполнять задания из 4-5 команд
• свободно считать от 1 до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10;
• внимательно, не отвлекаясь, слушать (10—12 минут);
• сохранять прямую, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
- Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
- Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
- Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
- Знаки +, =, >, <;
- Название текущего месяца, последовательность дней недели;
- Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
- Соотносить цифру и число предметов;
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- Пользоваться арифметическими знаками действий;
- Измерять длину предметов с помощью условной меры;
- Составлять из нескольких треугольников, четырехугольникоь фигуры большего размера;
- Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
- Ориентироваться на листке клечатой бумаги.
-
• своё имя, отчество, фамилию;
• свой возраст и дату рождения;
• свой домашний адрес и номер телефона;
• название своего города, его главные достопримечательности;
• название страны, в которой он живёт;
• фамилии, имена, отчества родителей, их профессии;
• названия времён года и месяцев (их последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);
• названия домашних животных и их детёнышей;
• названия некоторых диких животных и их детёнышей;
• названия зимующих и перелётных птиц;
• названия овощей, фруктов и ягод;
• названия средств транспорта: наземного, водного, воздушного.
Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?
- Умение правильно произносить все звуки речи и различать их па слух.
- Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
- Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
- Умение отвечать на вопросы и задавать их.
- Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
- Умение составлять рассказы о предметах (но плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок).
- Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).
А также:
- мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
- умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
- причёсываться (своей расчёской);
- мыть ноги перед сном тёплой водой;
- утром и вечером чистить зубы;
- при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
- пользоваться носовым платком;
- быстро одеться, раздеться, убрать постель;
- содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
- содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;
- при входе в помещение вытирать обувь;
- переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
- при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.
Источник: http://schl222.narod.ru/tema/pervoklassnic/pervoklassnic.htm |