Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»
Вступает в силу 1 сентября 2011 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Приложение
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса
10.5. …
Гигиенические требования к максимальной величине недельной образовательной нагрузки:
Классы
|
Максимально допустимая учебная нагрузка в академических часах
|
при 6-дневной неделе, не более
|
при 5-дневной неделе, не более
|
1
|
–
|
21
|
2–4
|
26
|
23
|
10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
– для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков, и 1 день в неделю – не более 5 уроков за счёт урока физической культуры;
– для обучающихся 2–4-х классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счёт урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе.
10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2–4-х классов – на 2–3-м уроках. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2–4-м уроках.
10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
– учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
– использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре–декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь–май – по 4 урока по 45 минут каждый);
– рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
– для посещающих группу продлённого дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
– обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
– дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
10.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегчённый учебный день в четверг или пятницу.
10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).
10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1–4-х классах не должна превышать 7–10 минут ... Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25–35 см у обучающихся 1–4 классов.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).
10.30. Объём домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах) во 2–3-х классах 1,5 ч.
10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1–2-х классов – 1,5 кг, 3–4-х классов – 2 кг.
Источник: http://www.school2100.ru/ |